Киноленты ужасов: нравится, поэтому что жутко | статьи на autoebur

Из данной нам статьи вы узнаете, в чем секрет соблазнительности кинофильмов ужасов, какими приемами их создатели достигают наибольшей остроты чувств у зрителя и принуждают его опять и опять ворачиваться к просмотру леденящих кровь «ужастиков». Стоит разрешать ребенку просмотр хорроров и могут ли такие киноленты считаться средством психотерапии. Какими новостями повеселила киноиндустрия поклонников жанра в крайнее время.

СодержаниеФильмы ужасов, как жанр кинематографаСтрашно популярныеПсихология реального кошмараВзаимосвязь хоррора  и психоанализаРоль кинофильмов ужасов в подростковой и детской средеНовинки хоррор-индустрииЗаключение

Киноленты ужасов, как жанр синематографа

Невзирая на все обилие разновидностей кинофильмов ужасов, сущность их одна. Это художественные киноленты, вызывающие чувство ужаса либо омерзения методом внедрения определенных синематографических приемов, основанных на психологии восприятия. Конкретно это и принуждает человека по своей воле, раз за разом, проживать и переживать  далековато не самые светлые чувства. И вновь выбирать для просмотра хоррор, а не романтическую комедию.

Чтоб осознать, за какие нити подсознания дергают нас сценаристы, разберемся сначала с разновидностями «ужастиков». Существует несколько главных направлений, по которым эволюционировал этот жанр в протяжении собственной истории.

Сверхъестественный хоррор. В базе таковых кинофильмов – взаимодействие человека с представителями потустороннего мира: демонами, зомби, вурдалаками, оборотнями и иной нечистью, воскресшей из мертвых либо каким-то другим методом попавшей в мир {живых} людей («Дракула», «Призрак оперы» и остальные киноленты ужасов начала ХХ века.). Также с представителями внеземных и всех остальных таинственных цивилизаций.

Эти существа бывают различными – от полностью мерзких до полностью харизматичных, а кое-где даже положительных либо совершенно комедийных героев. Это направление было в особенности животрепещуще в период становления жанра – до 40-х годов ХХ века. Дальше 2-ая глобальная война своими настоящими страхами, основанными на беспощадности обыденных {живых} людей, принудила поблекнуть пугающие персонажи. В послевоенные годы жанр хоррора в собственном развитии начал двигаться по пути наиболее узкого действия на психику зрителя.

Психический хоррор. Основателем жанра считается Альфред Хичкок, а его классикой – кинофильм «Психо». Конкретно с его возникновением на экранах люди сообразили, что в кино можно узреть наиболее пугающие вещи, чем ходячие покойники. Поточнее не столько узреть, сколько ощутить, почувствовать кожей. Идет речь о ужасе на базе психического напряжения, чувства неизвестности и неизменного ожидания угрозы – то, что сделалось позже называться «саспенсом».

Отрицательными героями тут необязательно выступали монстры из остальных миров. Это были бы обыденные люди, снаружи ничем не выдающиеся, прямо до вида «ботаника», и действовали они во полностью обычных для человека ситуациях. Но показывали конкретно те свойства и ужасы, которые у большинства из нас запрятаны далековато в глубинах подсознания («Молчание ягнят», «Ганнибал», «Имитатор» и т.д.).

Таковая реалистичность напрочь лишает зрителя чувства сохранности и принуждает примерить на себя то, что  происходит на дисплее. Граница меж вымыслом и реальностью тут фактически расплывается. А эффекты в виде напряженной музыки, гнетущей атмосферы, резких звуков и т.п. добавочно усиливают эффект саспенса.

Современные сценаристы нередко объединяют психический хоррор со сверхъестественным. На выходе получаются массивные магические триллеры. Достойную лепту в развитие этого жанра занесли Япония и Корея. («Звонок», «Зеркала», «Заклятье», «Шепот стенок» и т.д.).

Слэшер. Киноленты о безжалостных маньяках, жертвами которых стают почаще всего дети. Жанр возник в 70-80-х годах ХХ века, когда кинопроизводителям сделалось понятно, что основную аудиторию кинофильмов ужасов составляют дети и молодежь. Слэшеры делятся на последующие типы: положительных героев по различным причинам преследует посторонний убийца, источником зла оказывается один из членов пострадавшей компании.

Убийства происходят с особенной беспощадностью, обычно с применением колющих и режущих предметов. Их мотивы, а часто и сам убийца, стают известны, обычно, поближе к концу кинофильма («Выпускной бал», «Поезд кошмара», «Ужас на улице Вязов» и т.д.).

Боди-хорорр. Тут продемонстрировано, пожалуй, уже все, что можно создать с человечьим телом, имея хворую фантазию. Это любые телесные трансформации: соединение разных частей человеческих тел, животных, насекомых, процессы тления и разложения, утрата органов либо приобретение новейших необычных и остальные малоприятные физиологические подробности («Франкенштейн», «Муха», «Глаза без лица» и т.д.). Правда, время от времени  сценаристы и режиссеры так увлекаются, что перебегают разумные пределы («Людская многоножка» и т.п.).

Киноленты в жанре gore (твердая эротика с элементами кошмара), тортур-муви либо torture porn (пыточная порнуха). Тут правит бал садизм либо откровенное порно с элементами «расчлененки». Считается, что начало этому направлению положил кинофильм «Кровавый пир» Хершеля Гордона Льюиса в 1963 году. Отыскать в схожих творениях глубочайший смысл и закрученный сюжет навряд ли получится. Но прилив адреналина будет обеспечен за счет демонстрации самых безжалостных сексапильных извращений. Изуродованные  тела и реки крови, выпущенные внутренности и много боли. Тут выставлены на показ все самые скверные человеческие пороки, прямо до каннибализма, также копрофилии, некрофилии и иных сексапильных отклонений, щедро сдобренных утонченным физическим насилием.

Почти все из таковых кинофильмов откровенно не для слабонервных. Эффект их почти во всем зависит от работы оператора, который должен передать динамику деяния, эмоции маньяка и  жертвы. («Ад людоедов», «Две тыщи маньяков», «Хостел» и т.д.). Вообщем, есть исключения – киноленты, которые не считая демонстрации пыток несут внутри себя и сакральный смысл, по последней мере по заверениям режиссеров. Примеры – «Полуостров Сало либо 120 дней содома», «Человек за солнцем, «Адский бункер», где создатели максимально откровенным, для почти всех нестерпимым, образом попробовали выразить протест против нацизма.

Вообщем, есть и комедийные варианты таковой направленности, они получили общее заглавие «сплэтстик» (splatstik), где упоение расчленением доходит местами до бреда («Жива мертвечина», «Девченка-пулемёт» и пр.).

Джалло (от итальянского giallo) – облегченная версия эротических ужасов с уклоном в криминал. Некие относят эту разновидность к поджанрам слэшера. Отличительные черты – калоритные эротические эпизоды, также долгие сцены убийств и иных кровавых деяний, показанные почаще очами маньяка, чем жертвы и эстетически подчеркнутые стилизованной музыкой. Убийца, обычно имеющий трудности с психикой, становится известен в главном к концу кинофильма в итоге детективного расследования. Обычно, это один из главных персонажей сюжета («Женщина, которая очень много знала», «Птица с хрустальным оперением», «Кошка о 9 хвостах» и т.д.).

Готический кинофильм. Это удовольствие для эстетов, которым принципиальна атмосфера, прекрасная картина и тонкое операторское мастерство. Обычно, действие происходит в древних сумрачных замках либо их наизловещих округах, где творят свои темные дела вурдалаки, призраки и остальные вампиры, или одержимые службой им маньяки из рода {живых} людей. Элегантные декорации и костюмчики, гнетущая музыка и пугающие эффекты – доп орудие в руках готических режиссеров.

При таком подходе выходит приятное глазу зрелище, за которое фанаты готовы простить некие сюжетные промахи. («Дракула», «Сонная ложбина», «Багряные реки» и т.д.). Некие режиссеры преуспели в этом направлении так, что сделали свой известный стиль. Калоритные примеры – киноленты Тима Бёртона либо Френсиса Форда Копполы.

Экшен-хоррор. Зрелищные киноленты о борьбе добра и зла в глобальном масштабе. Это современный вид хоррора с уникальными эффектами и компьютерной графикой, неотклонимые к просмотру на большенном экране («Чужие», «Охотники на ведьм» и т.д.).

Научно-фантастический хоррор. Базируется на идеях технического прогресса в сочетании с элементами кошмара. Это темы научных тестов и их вероятных последствий, также вторжений в жизнь мирных людей разумных созданий из остальных миров. Действие происходит, обычно, в лабораториях либо научных центрах, но может выходить и за их пределы, в особенности если последствия зашли очень далековато («Особь», «Нечто» и др.).

Комедийные киноленты ужасов. Чудилось бы, это нонсенс. Кинофильм должен либо пугать либо развлекать. Но, кинематографисты. Работающие в жанре темной комедии не один раз обосновывали, что эти вещи полностью совместимы, и мозг зрителя, почти всегда, способен переварить этот коктейль. («Гремлины», «Зубастики», «Настоящие упыри», «Добро пожаловать в Зомбилэнд» и т.д.).

В неких вариантах создатели хорроров показывают даже чудеса самоиронии. И это логично: ценители жанра всё почаще отмечают, что уникальные сценарные идеи стают большенный редкостью и яростно реагируют на богатство штампов. Прототипом такового сатирического подхода, непременно, стал «Самый ужасный кинофильм».

Жутко пользующиеся популярностью

Свои почитатели есть, естественно, у всех направлений хоррора. Но, в истории жанра есть бесспорные фавориты, просмотренные на пару раз почти всеми поколениями киноманов. Это те киноленты, в базе которых лежит неповторимая мысль, или непревзойденные по зрелищности эффекты, наибольшая реалистичность, мастерство оператора и монтажера, красивая актерская игра.

В рейтинги наилучших «ужастиков» всех времен и народов обычно входят такие киноленты, как:

    Психо;Дракула (1931г.);Изгоняющий беса (1973 г.);Сияние;Оно (1990 г.);Ужас на улице Вязов;Пила: Игра на выживание;Ребенок Розмари;28 дней спустя;Бабадук;Заклятие;Звонок;Хижина в лесу.

Таковым образом, по итогам бессчетных опросов, зрители отдают предпочтение «фильмам со смыслом». Тем, которые вызывают кошмар средством до этого всего психического напряжения, мастерского действия на потаенные уголки подсознания, эксплуатировании укрытых страхов. Психологи дают этому обыкновенные и логичные разъяснения.

Психология реального ужаса

Кошмар – последняя форма ужаса, а ужас – базисная эмоция человека.

Неважно какая базисная эмоция нуждается в проработке.

На самом деле, человек живет в неизменном ощущении ужаса. Опасность утраты близких людей, жизни, здоровья, работы, принадлежности и скоплений, свободы и независимости и почти всех остальных вещей – вещественных и нематериальных – сопровождают нас повсевременно, то скрываясь в глубине подсознания, то выходя наружу в критичных ситуациях.

Человек издавна уже сообразил, что прорабатывать эти эмоции проще всего средством художественных произведений. Много веков вспять это были легенды, легенды и сказки, детские страшилки, в век синематографа установилась очередь кинофильмов ужасов. Развитие компьютерных технологий, в свою очередь, открыло новейшую эру в воплощении кошмаров – в играх и т.п. в отдельных проектах эти вещи полностью удачно пересекаются. Вызвать эмоции зрителя в кинофильме ужасов не так трудно, если, профессионально владея киноприемами, к тому же использовать психологию восприятия с её архетипами, сформированными в протяжении почти всех веков.

Так, к примеру, популярность кинофильмов с зомби и им схожими ходячими трупами (пик  пришелся на начало – середину прошедшего века), связана с проработкой ужаса погибели, которую олицетворяют представители мира мёртвых. Таковым образом зритель получает возможность одолеть собственного внутреннего монстра, который подпитывается его ужасом погибели. При этом создать это в удобных критериях, сразу проживая ситуацию борьбы и понимая отграниченность от нее экраном телека, как бы близко к реальности она не смотрелась. Фактически, нашим дальним праотцам такую психотерапию полностью удачно подменяли жуткие истории на ночь (то есть темное время суток).

Популярность психических кинофильмов ужасов – триллеров и драм – почаще всего магического нрава, которая наблюдается со 2-ой половины ХХ века и до сего времени, показывает потребность человека в проработке все тех же внутренних страхов, лишь уже на наиболее узком уровне. Психологическое напряжение тут создается методом демонстрации страхов и чувственной непостоянности работающих лиц, затрагивая архетип неизвестности в подсознании зрителя. Ведь неизвестность – то чувство, которое перенести труднее всего.

Связь хоррора  и психоанализа

Анализируя воздействие кинофильмов кошмара на психологию зрителя, недозволено не вспомянуть о идеях величавого Зигмунда Фрейда о безотчетных ужасах и влечениях, которые основоположник психоанализа связывает с неуввязками сексапильности.  Основой всему тут считается процесс вытеснения в безотчетное подавленных желаний. Колоритное проявление  этого процесса – Эдипов комплекс, загнанный в самые потаенные уголки людской души.

Конкретно на потаенных влечениях и ужасах построены сюжеты с проникновением в тело человека сторонних организмов, вещей и субстанций с следующей за сиим мутацией. Вампиризм, садомазохистские сцены, вторжение внеземных и потусторонних созданий – все эти сюжеты, по оценкам последователей Фрейда, основаны на детских травмах на почве сексапильной фрустрации.

Мазохизм зрителя в этом случае представлен, как флирт с угрозой, но на неопасном от нее расстоянии. А боязнь привидений,  следуя известной работе Фрейда 1913 года «Тотем и табу» — это зависший кастрационный комплекс перед одним из родителей. Просмотр кинофильмов о призраках содействует росту внутреннего малыша над собой.

Роль кинофильмов ужасов в подростковой и детской среде

1-ая эмоция рачительного родителя – оградить малышей от просмотра хорроров. Но удается это далековато не постоянно, в особенности если идет речь о детях. Их как магнитом тянет поглядеть «Кладбище домашних питомцев», даже если друг опосля просмотра не дремлет уже вторую ночь (то есть темное время суток). Вернемся к опыту наших протцов, когда основным вечерним развлечением для малышей были сказки. И далековато не они все были хорошими и имели хэппи-энд. Довольно вчитаться в оригиналы сказок Братьев Гримм, которые, к слову, также удачно легли в базу сценариев кинофильмов кошмара. Вообщем, и российские народные сказки иногда изобилуют кровавыми деталями.

Нынешние дети прорабатывают ужасы при помощи ТВ и компа. Хоррор выступает всё этим же средством ублажения любопытства, чувственного преодоления погибели, тревог и комплексов. Это, естественно, не означает, что просмотр таковых кинофильмов должен стать обычным каждодневным занятием. Наиболее того, стоит направить внимание на явное удовольствие ужасом и проявления адреналиновой зависимости. Может быть, ребенку и родителям есть, что обсудить с психологом. И, естественно, стоит оградить от встречи с сиим жанром откровенно молодых малышей.

Новинки хоррор-индустрии

В 2019 году мастера жанра horror попробовали повеселить поклонников новенькими фильмами, ремейками старенькых и продолжениями уже имеющихся. Как удачно это вышло – судить для вас:

Обитель ужаса;Мы;Астрал: новое измерение;Оно-2;Омен: перерождение;Кладбище домашних питомцев;Счастливого новейшего денька погибели;Окаянный дом;Тёмное зеркало и др.

Заключение

Из данной нам статьи вы узнали, почему мы так любим временами встряхнуть психику просмотром кинофильма ужасов. Что происходит при просмотре в глубинах нашего подсознания, и на какие хорроры стоит направить внимание любителям этого жанра.

С почтением, Тина Томчук

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: