Музыкотерапия: свадебный марш при болезненной стеснительности и заикании | статьи на autoebur

Из этой статьи вы узнаете, что такое музыкотерапия и почему ее применение в официальной медицине все чаще становится одной из составляющих комплексного лечения различных органических поражений, вплоть до самых серьезных.

Как действует слушание и исполнение музыкальных произведений в качестве самостоятельного вида помощи не только при психологических и психических расстройствах, но и соматических нарушениях и есть ли противопоказания к такому курсу. Когда и благодаря чему стало известно об исцеляющей силе музыки, на чем основана эта теория и каковы перспективы этого направления целительства.  

СодержаниеЗвук и ритм на организм человека: механизмы воздействияМузыка как лечение: научные исследованияЗвукообразование, как способ самоисцеленияДругие технологии музыкального оздоровленияВиды музыки лечебного воздействияЗаключение

Звук и ритм на организм человека: механизмы воздействия

Эстетическое и эмоциональное воздействие музыки более привычно и понятно  большинства из нас, чем физическое. А ведь это явление доказано много веков назад. Еще Пифагор подвел этот факт под вполне конкретные композиции, которые он составлял для собственного исполнения по утрам и вечерам. Утром – чтобы разбудить организм и повысить работоспособность, вечером – снять напряжение и настроить на глубокий здоровый сон. Он даже ввел термин «эвритмия», которым обозначил взаимосвязь всех жизненных циклов человека с определенными ритмами.

Набор звуковых сигналов, которым, по сути, является любая музыка, воспринимается слуховым анализатором и обрабатывается определенными структурами головного мозга. Результатом этой работы становятся определенные реакции, которые вызывают разнообразные эмоции, а также изменения гормонального фона, дыхания и сердцебиения, а значит и обменных процессов.

Установлено, что мелодию и тембр воспринимает правое полушарие головного мозга, а ритм – левое. Ритм сильнее всего воздействует на человека. Это объясняется тем, что основная масса музыкальных ритмов находится в диапазоне, близком к человеческому пульсу и дыханию – от 2,2 до 4 колебаний в секунду. Практики шаманов основаны именно на этой особенности восприятия.

По мере развития музыкотерапии специалисты установили и другие взаимосвязи, которые позволяют более полно использовать возможности лечения этим видом искусства. Так, например, из всех инструментов именно струнные своим звучанием оказывают наиболее мощное воздействие на организм. Оно выражается в стабилизации кровяного  давления и работы сердца, снижении болевого синдрома. Скрипка по силе воздействия занимает первое место.

Исследования кислотности желудочного сока до и после прослушивания музыки выявили очевидное изменение этого показателя. Поэтому для обеда следует выбирать исключительно приятную музыку, преимущественно симфоническую. В целом для музыкотерапии крайне важно качество исполнения композиций. Слуховой анализатор улавливает фальшивые ноты и сбои ритма, и реагирует на них как на резкий раздражитель. От высоты звука зависит, какая часть тела получит  максимум информации: низкие звуки резонируют преимущественно с нижней частью тела, высокие – с верхней.

Музыка как лечение: научные исследования

Многие считают, что сфера применения музыкотерапии ограничивается рамками психологии. Поднимать настроение, прогонять грустные мысли и тревожность, снимать напряжение и стресс или, напротив, их  усиливать – с этими способностями музыки на протяжении жизни, сталкивается, пожалуй, каждый человек. И даже сила воздействия на страдающих  психическими расстройствами не подвергается сомнению, особенно в комплексе с основной терапией. Но возможностям лечения заболеваний внутренних органов воздействием голоса, звучания музыкальных инструментов, движений под музыку не всегда уделяется должное внимание, и совершенно напрасно.

Серьезный подход к исцеляющей силе музыкотерапии мог бы во многих случаях заменить или минимизировать применение медикаментов с нежелательными побочными эффектами. Доказательства тому приводят официальные медики.

Так, например, в одной из самарских больниц доктора провели исследование 126 пациентов разного возраста с различными диагнозами и 45 здоровых людей. В ходе эксперимента специалисты сравнивали состояние больных до и после сеанса музыкотерапии по ряду показателей: уровень стресса и тревожности, восприятие, память, концентрация внимания и общее самочувствие.

Лишь у шести человек не зарегистрировано изменений состояния организма и эмоциональной сферы. У остальных же в среднем на 76% улучшилась память, на 80% — общее самочувствие и активность и почти на 30% снизился уровень тревожности. Все это в совокупности повышало компенсаторные возможности организма в борьбе с недугом.

Целый ряд практических российских и зарубежных исследований подтверждает и то, что кроме психоэмоционального состояния лечение музыкой меняет и функциональные показатели физического здоровья. Так, например, при обострении хронических заболеваний прослушивание любимой музыки способно снизить болевой синдром на 20%, понизить кровяное давление при гипертонии и замедлить пульс при сильном сердцебиении.

Расслабляющая способность релаксационной музыки крайне важна для беременных женщин, влияя как на тонус маточной мускулатуры, так и на частоту сердечных сокращений и психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Звуковое воздействие на беременных и рожениц с успехом использовали еще в древние времена в Египте и Китае.

Когда ребенок появляется на свет, и по мере его роста и взросления, многие родители сталкиваются с массой неврологических нарушений и психологических проблем. Современные психологи и невропатологи во многих таких случаях успешно применяют арт-терапию и телесно-ориентированную психотерапию, где лечение музыкой является одним из ведущих направлений.

Давно известен факт, что новорожденные и груднички реагируют на звучание музыки, двигая в такт ручками и ножками, это подтверждает, что реагирование на музыкальное воздействие заложено в нас природой. Заикание, ДЦП, эпилепсия, гиперактивность, проблемы со сном, неврозы и неврозоподобные состояния – во всех этих ситуациях лечение музыкой признано эффективным дополнением  комплексной терапии, а в ряде случаев и действенным самостоятельным средством.

У любого действенного метода существуют противопоказания, и этот – не исключение. Прежде всего речь идет о детях, как о наиболее восприимчивой группе пациентов. К лечению музыкой не стоит прибегать в случаях предрасположенности к судорогам или резкому подъему внутричерепного давления, особенно в младенческом возрасте. При отравлениях и в острый период инфекций такой вид лечения будет лишним. Отит и любые другие воспалительные заболевания органов слуха – прямое противопоказание к звуковому воздействию. Эпилепсия, глубокий стресс и депрессия требуют крайне осторожного подхода и тщательного контроля специалиста, чтобы не вызвать ухудшения состояния.

Музыкотерапия учит слушать не столько музыку, сколько собственное тело, которое, резонируя в ответ на звуковые раздражители, посылает информацию о своем состоянии и готово откликаться на целительное воздействие. Центр восприятия звуковых сигналов, по версии музыкотерапевтов, находится в области диафрагмы. Эта непарная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости,  способна вибрировать как изнутри, так и снаружи, задействуя целые группы мышц и нервных окончаний, связанных с разными частями тела и внутренними органами.

Эта теория легла в основу вокалотерапии – одного из  направлений лечения музыкой.

Звукообразование, как способ самоисцеления

В процессе звукопроизношения задействованы мышцы и связки голосового аппарата. Скоординированность и сбалансированность их работы определяет эффективность вокалотерапии в лечении заболеваний дыхательной, нервной, пищеварительной систем, коррекции психологических проблем.

Эффективность вокалотерапии подтверждена клиническими анализами крови и лабораторными исследованиями: компьютерной томографией, бронхоскопией и т.д. Однако, главным условием для этого является контроль со стороны опытного специалиста. Неправильное звукоизвлечение, нарушения ритма могут иметь обратный эффект. В этой связи особенно важна правильная постановка голоса больному человеку.

Суть метода – в использовании терапевтических возможностей сольного и хорового пения. Причем наиболее действенным считается пение на родном для человека языке. Кстати, именно славянские языки, наряду с итальянским, признаны самыми благоприятными для вокализации.

Гармония и ритм образуют определенное пространство, сообразное по своим закономерностям со Вселенной. Внутри этого пространства, центром которого является человеческое тело, появляется возможность влиять на мышечные волокна, образующие внутренние органы. Мелодические сочетания, основанные на математических закономерностях, обеспечивают именно такие звуковые вибрации и электромагнитные импульсы.

Выбор песни и отождествление себя с персонажем или явлением в ней является мощным приемом психотерапии. Таким образом человек прорабатывает свои страхи, комплексы и внутренние конфликты, снимает психологические зажимы.

Каждая из разновидностей вокала имеет свои преимущества. Сольное пение – это возможность индивидуальной проработки голосовых данных, определения точечного воздействия на проблемные участки. Совместное, групповое или хоровое, исполнение вокальных произведений способствует настройке голосового аппарата каждого и поющих и усиливает ответную вибрацию внутренних органов.

Сила голосового воздействия доказана и обратными примерами, один из которых – так называемый «вирус голоса». Это явление было зафиксировано в 90-е годы XX века. По аналогии с компьютерным вирусом происходит своеобразное «заражение» разных людей потерей способности и желания петь. Организм реагирует на потерю столь естественного для него способа эмоциональной разрядки нарастанием агрессии и тревожности, нарушениями взаимодействия слуха и голоса.

Другие технологии музыкального оздоровления

Основные методики, известные в музыкотерапии, принадлежат нашим соотечественникам В.М. Элькину, В.М. Петрушину,  С.В. Шушарджану, Р. Блаво и зарубежным специалистам – С Грофу, А. Менегетти, К. Швабе.

Если Гроф, например, использует музыку в основном в качестве психотерапевтического средства, что тоже немаловажно в процессе лечения, то Блаво в своей методике опирается на древнеиндийское учение о чакрах. Это семь своеобразных энергетических центров, расположенных вдоль позвоночника. Каждый из них связан с определенными внутренними органами и системами, и если грамотно воздействовать на эти зоны с помощью музыки, а также цветовых и ароматических средств, человек получит облегчение болевых ощущений и нормализацию жизненных функций пораженного участка тела.

Индийская теория о чакрах проверена и доказана веками своего существования. Наиболее эффективным признано тибетское многоголосое пение, индуистские киртаны и бхаяны, а также особое звуковое воздействие, лежащее в основе нада-йоги, которое вызывает определенные вибрации в проблемных местах.

Швабе же в своей теории подразделяет воздействие звуком на три уровня. Это слушание музыки («ретроспективная фаза», задача которой вызвать нужный для исцеления отклик во всем теле и таким образом помочь осознать имеющиеся в организме проблемы). Затем активное взаимодействие больного и пациента на основе индивидуального подхода («проспективная фаза», которая обеспечивает сначала выплеск психического напряжения, а затем – направленное музыкальное воздействие на проблемный орган). Для этого применяется совместное слушание музыки, которое настраивает врача и пациента на взаимодействие, взаимную поддержку и доверие, а затем – групповая и индивидуальная вокалотерапия.

Менегетти делает упор на применение ударных инструментов в групповой музыкотерапии. По его мнению, это обеспечивает осознание «телесной радости бытия», как условия для мобилизации внутренних резервов организма.

Виды музыки лечебного воздействия

Музыкотерапия включает в себя обширный перечень направлений работы. В их основе – накопленный за тысячелетия существования человечества опыт звукового воздействия, который можно встретить, пожалуй, в любой культуре.

Еще со времен Древнего Китая известно учение о пентатонике, которое поддержал и Пифагор. Это строй, основанный на квинтах. Учение о пентатонике имеет связь с нумерологией, поэтому ноты в ней символизировали числа, а также элементы и стихии, встраивались в систему мер и весов и даже в закономерности общественного строя. Неудивительно, что китайцы быстро пришли к пониманию того как «звуки и музыка потрясают наши органы и воздействуют на кровь, проникают в глубины души и приводят в гармонию истинные чувства», как писал выдающийся историк Сым Цянь в «Книге о музыке»  (пер. Р.В.Вяткина, 1986).

Индийцы же уверены, что пальма первенства в основании музыкотерапии принадлежит их древним предкам. Древнеиндийские методы исцеления музыкой основаны на принципах йоги с ее духовными и дыхательными практиками, на связи каждой ноты с небесными телами, которые также оказывают влияние на душевное и физическое состояние человека. В музыкальных произведениях – рагах – большое внимание отводилось ритму и вообще считалось, что сила песни является связующим звеном между основными субстанциями организма.

В европейской культуре самым мощным, пожалуй, терапевтическим воздействием наделена музыка Моцарта. Широко известен пример звезды мирового кино Жерара Депардье, избавившегося от заикания за три месяца (он ежедневно в течение двух часов слушал музыку великого композитора). Феномен произведений Моцарта – в обилии звуков высокой частоты, соответствующей импульсам нервной системы человека и биоритмам мозга.

В отличие от высокочастотной музыки Моцарта, низкочастотные колебания влияют на нервные окончания и механорецепторы кожи (тельца Пачини), ускоряя обменные процессы в кожных слоях. В результате уменьшаются отеки, кожа становится более упругой. А. Томатис в своих экспериментальных исследованиях доказал, что диапазон вибраций звуков и голоса напрямую влияет нервную систему и органы слуха. Его методики слухового обучения успешно применяются в лечении аутизма, гиперактивности и других неврологических проблем у детей во многих странах мира.

Крупнейшие психологи обращались к свойствам музыки выявлять внутренние конфликты пациента. В частности, Карл Юнг был убежден, что искусство, в том числе музыкальное, помогает выразить глубинные проблемы и мобилизовать скрытые возможности психики на их устранение. Его поддерживает основатель шведской школы музыкотерапии А. Понтвик. Его теория психорезонанса строится на том, что подсознание всегда резонирует музыкальному воздействию. И эту особенность необходимо использовать там, где техники, основанные на словесном воздействии, оказываются малоэффективными.

Масса других психологов, психиатров и психотерапевтов в своих трудах, подкрепленных практикой, подтверждают, что именно выбранная душой музыка способна вызвать катарсис, освобождение от давних душевных потрясений, блокирующих физический и психический потенциал человека. Для этого применяются различные приемы музицирования:

    вокалотерапия – хоровое пение в качестве боевого транса;сольное – для выявления и прямого воздействия на глубокие личностные проблемы;прослушивание композиций, движение под них, либо самостоятельная игра на музыкальных инструментах.

Крайне важен грамотный выбор мелодий для слушания и воспроизведения. Они не должны нести в себе свойств, разрушающих нестабильную психику. Речь идет не только о низком качестве исполнения, но и об агрессивных текстах, резком звучании, неприятном тембре. В качестве антипримера музыкотерапевты приводят, в частности, хриплый тембр Владимира Высоцкого или исполнителей тяжелого рока.

Такое акустическое воздействие вносит сумбур и панику в самочувствие и поведение не только людей, но даже животных, что подтверждено клиническими экспериментами. Человек с нестабильной психикой может отреагировать на такое раздражение непредсказуемо: агрессией, депрессией, обострением тяги к алкоголю или наркотикам.

Выбор инструментов также имеет большое значение. В этом уверен один из ведущих музыкотерапевтов Рушель Блаво. Он предлагает, например, использовать гитару для лечения сердечно-сосудистой системы, арфу – для органов дыхания, композиции на клавишных инструментах – для ЖКТ, саксофон – для почек, ударные – для опорно-двигательного аппарата и так далее. Клинические анализы крови пациентов до и после сеансов подтверждали силу воздействия музыкальных инструментов и произведений различных композиторов такими фактами, как изменение числа эозинофилов и лимфоцитов у 80% испытуемых и целого ряда других показателей формулы крови.

Самым благотворным, по общему мнению музыкотерапевтов, является воздействие классической музыки и композиций для медитации. Но даже в этих случаях, если вы решили всерьез заняться лечением музыкой, необходим контроль опытного специалиста музыко- или психотерапевта.

Заключение

Сегодня предметом обсуждения стала тема — музыкотерапия. Вы узнали, что:

прослушивание симфонической музыки меняет показатель кислотности желудочного сока;звуки скрипки стабилизируют  артериальное давление;медитационная мелодия влияет на тонус маточной мускулатуры;вокальное и хоровое пения снимают такой психологический зажим, как чувство вины;неграмотный выбор мелодии может усилить тягу к психотропным веществам.

 

С уважением, Тина Томчук

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: