Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Москва. 26 октября. INTERFAX.RU — В I полугодии 2020 года «Яндекс» получил 15 376 запросов от российских госорганов о данных пользователей, 16% запросов — 2468 — компания отклонила, остальные удовлетворила. Статистику запросов от российских органов власти «Яндекс» публикует впервые.

Во II полугодии 2019 года компания получила 14 638 подобных запросов и также отклонила 16%, или 2410 запросов.

Больше половины запросов коснулось пользователей двух сервисов — «Почта» и «Паспорт»: во втором полугодии 2019 года их поступило 7 826, из них 11% (858) компания отклонила, в январе-июне 2020 года таких запросов было 8 867, из которых отклонено уже 13% (1124).

Полномочия запрашивать информацию о пользователях есть у МВД, Следственного комитета, прокуратуры, ФАС, ФТС, судов и некоторых других органов. В пресс-службе «Яндекса» отказались уточнить, от каких конкретно ведомств и в каком количестве приходили запросы.

Количество отклоненных запросов о пользователях «Яндекс.Такси» снизилось. Во II полугодии 2019 года были отклонены 25% запросов о пользователях (1 367 из 5 387), а за первые шесть месяцев этого года — 22% (1 167 из 5 280).

В I полугодии 2020 года по сравнению предыдущими шестью месяцами уменьшилось число запросов о пользователях «Яндекс.Драйв»: 706 (отклонены 58, или 8%) против 841 (отклонены в июле-декабре 2019 года были всего 5%, или 46 запросов).

Наименьшим интересом госорганов пользуется сервис «Яндекс.Еда», тем не менее там наблюдается рост количества запросов: если во II полугодии 2019 года поступили всего 154 запроса (отклонены 30 или 19%), то в I полугодии 2020 года их было почти в два раза больше — 300, из которых отклонены компанией 54, или 18%.

«Яндекс.Паспорт» — это сервис для управления аккаунтом на «Яндексе», в нем хранятся основные регистрационные данные пользователя. Очень часто запросы к тому или иному сервису сводятся к предоставлению данных из «Яндекс.Паспорта». Например, это может быть запрос о пользователе, который использовал один из сервисов Яндекса для мошенничества. Поэтому некоторые сервисы не показываются отдельно, статистика по ним относится к «Яндекс.Паспорту», — сообщили в компании.

«Яндекс» регулярно получает запросы о пользовательских данных и рассматривает только те, которые пришли по официальным каналам и соответствуют всем формальным требованиям. В ответ на запрос компания предоставляет ровно столько информации, сколько необходимо для ответа, заверили в пресс-службе. Например, запрос, поступивший по электронной почте без усиленной квалифицированной подписи или по телефону, остается без ответа и не учитывается в статистике.

Данные о переписке пользователей «Яндекс» может выдать только по решению суда.