Завтра во всем мире будет отмечаться День ручного письма. Почему в эпоху электронных гаджетов, когда дети быстрее осваивают клавиатуру, чем письменное начертание букв, важно учиться писать от руки?
За каждым мгновенным и точным движением — десятилетия ежедневных тренировок. И все-таки «Мир» — это про красоту. Резкие и в то же время абсолютно плавные движения. Кисть — даже не пишет, словно танцует. В век, когда все мы постепенно разучиваемся писать ручкой, именно каллиграфия становится уникальным способом передачи мысли.
АНДРЕЙ ДРАЧЕНКОВ, КАЛЛИГРАФ:
«Я в детстве вспоминаю, что, еще будучи школьником — взял тетрадку, начал писать цифры — мне доставляло просто удовольствие писать. И я вот это вспоминаю. Мне кажется, что это чудо. У нас есть центр, который отвечает за письмо. В душе, мозге. Ученые это тоже открыли — что есть центр, который отвечает за письмо. Этот центр наполнен жизнью, он работает. Человек может получать дополнительные удовольствия».
Сегодня почерк — уникальный инструмент, по которому можно узнать привычки и черты характера. Среди гаджетов — ручное письмо превращается в настоящее произведение искусства с тысячелетней историей. В наборе Григория Маркова инструмент не совсем обычный, как и письмо. Демонстрирует сегодня для всех гостей не простую — экспрессивную каллиграфию.
ГРИГОРИЙ МАРКОВ, КАЛЛИГРАФ:
«Интересные инструменты — это под названием роллинг-пен. Бывают разной формы, конструкции. Связан с экспрессивной каллиграфией. Второй инструмент рейс-федеррер. Таким инструментом в советское время выщипывали брови. Но сейчас в руках мастера-каллиграфа превращается в инструмент, которым можно выполнять каллиграфические задачи».
История рукотворных книг насчитывает несколько столетий. Сегодня этот вид искусства, как принято говорить, «в тренде». Написанные особым шрифтом, украшенные авторскими рисунками. Каждая книга — единственная в своем экземпляре. Похожих — нет.
ЕВГЕНИЙ МУСОХРАНОВ, АВТОР РУКОПИСНЫХ КНИГ:
«Я использую иллюстрации — это монотипия акварельная и обычные рисунки делаю и таким образом у меня уже получилось 370 с лишним книг изготовлено».
Печатный станок сменили принтеры, но любовь к живому письму не иссякает, и она объясняется самой физиологией человека. В историко-краеведческом клубе «Мир» доказывают это каждый день. День ручного письма для каждого из них — большой праздник, а какой праздник без открытий.
АНДРЕЙ ДРАЧЕНКОВ, КАЛЛИГРАФ:
«Есть такая книга «Псалтырь» — церковная и там есть 24 псалом, который называется азбучный. Там каждая строка с определенной буквы. И мне захотелось тут это написать. Закрасил стену, долго смотреть, а потом начал расписывать вязью. То есть такой почерк, когда буквы между собой переплетаются».
День ручного письма — как еще одна возможность напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о неповторимости почерка каждого человека и о чуде каллиграфии, рассказать о котором, конечно, можно, но получится совсем не то. С таким искусством знакомятся лично.